Как по-вашему, что может быть общего между Вахтангом Кикабидзе, Еленой Пануровой, Каролиной, Николаем Носковым, Ладой Дэнс, Светланой Алмазовой, Александром Ивановым, Светланой Владимирской, Лаймой Вайкуле, Александром Маршалом, американским фильмом «Ночной перекресток», сериалом «Дальнобойщики», духовной музыкой, симфоническими произведениями и т. д....?
Для всех этих исполнителей писал Сергей Трофимов (до недавних пор - Трофим), и к фильмам он писал свою музыку, и симфонии сочинял, и даже Всенощную. Ему 38 лет. Как в стихотворении Михалкова «среднего роста, плечистый и крепкий», бритая голова, проницательный взгляд и песни, которые он уже некоторое время, кроме того, что сам пишет - сам исполняет. Человек очень непростой, очень разный. О таких принято говорить - «человек с двойным дном», но применительно к Сергею этого недостаточно. Мы знакомы давно, но только недавно (и не от него) я узнал, что в детстве Сергей после сильнейшей травмы обеих рук (больше двадцати переломов в общей сложности), после множества операций, был, фактически приговорен врачами - в том смысле, что не сможет двигать руками нормально, а об игре на музыкальных инструментах надо забыть...
Я очень хорошо себе представляю, чего стоят усилия по преодолению ТАКИХ преград - сам однажды выбирался из подобной ситуации. Знаю и какова радость такой победы над обстоятельствами, да и над самим собой. Так или иначе, а сегодня Сергей играет на многих инструментах и очень даже хорошо. На концертах никому и в голову не приходит, что с его руками что-то было. Внутренняя сила в нём чувствуется, безусловно, и сразу. Такой никогда и ни о чём не попросит - для себя. В его песнях много боли, но вся она тщательно скрыта, иногда издевательским юмором, иногда просто хулиганством. Он поёт почти всегда «от народа», значительно реже - от себя. Но в отличие от некоторых, он никогда себя не назначал - «петь от лица народа». Просто так получается. И народ его любит за это, даже не всегда понимая, что скрыто под поверхностью его песен. Наверное, чувствует, что по правде его жалеет Трофим, а не как дядя из вертолёта ли, из лимузина ли, перед очередными выборами двусмысленно говорящий «Мы за русских, мы за бедных», и раздающий конфеты чумазым детям. Тут всё по правде.
Показателен один анекдот, а их Сергей на своих концертах рассказывает много:
Деревенский мужичок из города привёз домой порнографическую кассету. Посмотрели они с женой это всё во время обеда. Расстроенный, он говорит жене: «Столько лет прожили вместе, а оказывается, ничего об этом не знали...» Уходит на работу. Возвращается поздно вечером домой. Дома грязь, запустение, ужин не готов. Жена вся в слезах сидит у телевизора и смотрит всё ту же порнокассету. «Ты что? С обеда смотришь?!» - удивляется муж. «Вань, 40 раз посмотрела, да так и не поняла: поженились они или нет?».
«...Мои герои - это те, кому я пытаюсь сострадать. Но главный герой - это русский простой мужик, с хитрецой, такой витиеватый весь из себя. Всё в нём поровну - и подлость и святость...Современник. И от его имени я пою. Иногда - правда, редко - он поёт от моего имени... А вообще интереснее брать типаж, персонаж - и от его лица писать. Плюс эксперимент с русским разговорным языком. Ведь люди, когда слушают песни, они себя узнают в первую очередь по речи. А каков язык у народа, такой у него и менталитет».
Умники лукавые, пророки-мудрецы, Вечные спасители народа. Дайте мне чего-нибудь, чтоб не отдать концы От такой навязчивой свободы. Эх, Россия милая, крещёная земля! Говорят, ты Божия невеста... Как же это вышло-то, что нынче для меня У тебя родимой нету места...
"... С кого всё началось... Я не могу сказать, что кто - то один мне нравится больше других - что-то - у Вертинского, что-то - у Северного. Родители приносили катушки с Галичем, подпольно записанные. Но основной толчок дал, наверное, всё - таки Окуджава. Его стихосложение. А отношение к герою - скорее, от Высоцкого..."
Сначала была музыкальная школа, хоровая капелла мальчиков при институте Гнесиных, немного фольклорного отделения института культуры, несколько лет теории музыки и композиции в консерватории. Потом - ресторан (ничего не понимает в музыке тот, кто презирает кабацких музыкантов! Лучшая школа - там.), потом концерты с Жанной Агузаровой (!?), потом концерты с «Ласковым маем (!!!???). После всего этого Сергей служит в церкви певчим, а потом и регентом, становится подьячим! Отсюда, скорее всего, и написанная Всенощная. И только после всех этих занятий он начинает в качестве поэта и композитора делать песни для некоторых исполнителей (см. в начало)! Приблизительно с 1994 года начинает свою сольную карьеру в качестве автора-исполнителя. Тогда-то мы с ним и познакомились.
Первый выстрел был сделан «Аристократией помойки». Кстати, на сегодняшний день, вышло уже четыре части этого «проекта». И может выйти ещё сколь угодно много, хотя бы потому, что помойная аристократия в России неистребима, конца и края её правлению не видать, она видоизменяется, приобретает новые формы и абсолютно вездесуща. А слова Сергея о том, что «аристократия помойки диктует моду на мораль» и
Наверно зря жалел Деникин хама. Их надо было б розгой да плетьми! И вот теперь ни воинства, ни Храма, И мается Россия их детьми... увы, будут справедливыми ещё долго... Как справедливы по сути многие его песни на темы нашей странненькой жизни. В его песнях всегда присутствует сюжет. Это всегда эдакие зарисовки с натуры. Причём, карикатурность их не нарочитая, не специальная. Мы, действительно, карикатурны! Карикатурна Госдума, карикатурны чиновники всех рангов, карикатурны «новые русские», «братэллы», менты, многие бизнесмены, политики, журналисты, простые людишки, путающиеся под ногами «элиты», которая всех нас презирает (и даже в своём презрении она карикатурна). Наша искривлённая действительность раньше была свезена на один бок (соцдействительность), теперь её перекосило на другую сторону... Как же быть «людям доброй воли»?
«На самом деле, стоит заглянуть внутрь себя, в своё прошлое, прошлое своей страны и своего народа (только основываясь на фактах, а не на интерпретации этих фактов), чтобы понять, что такое настоящее, и владеть будущим, скажем так. Дело в том, что без корней своих мы по большому счёту никто... Но говорить об этом, естественно, надо так - в соответствии с временем...» - сказал Сергей в одном из интервью. Надо обладать уникальным талантом и чувством меры и такта, чтобы делать всё так, как делает Сергей Трофимов. Чтобы, разговаривая народным языком, не скатиться в пошлость, в заигрывание, в сюсюкание...
В Москве сейчас весна. Настоящая такая, московская. Красивая и страшноватая одновременно. Это наша жизнь и вот её фотография от Сергея в песне «Основной инстинкт»:
Я угощу тебя портвейном у ресторана «Метрополь». Ты запоёшь от наслажденья, слегка фальшивя Си-бемоль... А я в ответ раскроюсь в танце - изящный фортель закручу. Пусть все решат, что мы испанцы, но ты поймёшь, ЧТО я хочу. А голубые небеса творят с землёю чудеса - Народ колбасится весной заворожённый. Свистят менты, как соловьи, братва мечтает о любви. И даже старый бомж, как будто, просветлённый... Такой вот медленный фокстрот...
Если вы назовёте Трофима блатным певцом, то будете неправы, хотя определённую дань блатной составляющей шансона он отдал, сделав талантливый альбом «Вести из колючего далека» вместе с легендарными «Братьями Жемчужными». Есть и ещё некоторое количество как бы блатных песен. Но на фоне восьмисот остальных это ничтожно мало. Его очень любят военные. У него много прекрасных песен о них и вообще, о людях суровых профессий. Он даже член Союза писателей России по военной секции. Но, если уж поёшь про жизнь, то и про войну, как часть этой жизни петь тоже надо. А Россия сейчас воюет. Поэтому: Война - работа спецназа. В небе рыдает Божий клир... Аллах в предгорьях Кавказа первым нарушил мир!
Так, как Трофим о войне никто петь не может. Это всё опять же о людях, которых неизвестно за что отправили в эту мясорубку. С грустью и болью за них. На мой взгляд, это более патриотично, чем орать без толку УРА и трещать без умолку о любви к Родине...
У него потрясающая лирика! Она простирается от классического романса, до классической же рок-баллады. До рока Сергей очень охоч. Часто выступает с традиционным рок-составом. Хотя, всё равно, этот рок, безусловно русский (не в международном его восприятии и понимании). Но я уверен, что Сергей - человек блюзовый. Как я уже говорил, человек он весьма разнообразный, что видно и из его песенно-музыкального творчества. Когда вся страна (не так давно) колотилась в лихорадке выбора «нового» гимна, Трофим написал свой вариант «Эх, дал бы кто взаймы» в виде нормального рэпа! - Нам бы вечно всё задаром - чтобы на халявочку! Пусть убого и коряво, но зато подарочек... Эх, раз, ещё раз, чтобы было много! Что бы ни было у нас - всё - не слава Богу! Эх, дал бы кто взаймы до будущей весны И позабыл об этом...
Публика у него самая разная. Это и совсем простые люди (правда в наше время человек способный адекватно воспринимать то, что делает Сергей, человек переживающий за то, что вокруг творится - уже не совсем прост), это и средний класс. Да, в общем - все те, о ком он поёт. Приглашения в записках во время концертов разнообразные - от просто «Давай выпьем вместе», до «Пошли в баню..., на охоту»- всё, что в голову придёт. Это безграничное доверие и уважение.
Интересная вещь, которую я недавно случайно отметил для себя - он никогда не поёт полным голосом. Ну, почти никогда. Дело не в излишней самобережливости. Голрлопанов, горлодёров у нас много... К вопросу о доверии. Тише поёшь - лучше услышат. Но и это не его способ достучаться. Это его естество. Просто он ТАКОЙ.
Всегда в России обязательно были певцы своего времени. Не буду называть имён, чтобы никого не обидеть - у каждого этот список свой. Но уверен, что песни Сергея Трофимова - Трофима, как никакие другие расскажут о нашем времени, о нас - таких противоречивых и странных, о нашей диковатой жизни, дав, практически фотографический отпечаток её. Так что, опять же уверен, что во многих списках личного и ценного, того, что не забудется, что бережётся всеми - его имя, его песни - обязательно совпадут. Храни его, Господь! Это же он однажды пожелал мне, подарив свою пластинку. И я желаю ему того же.
Мы дети любви, попавшие в дебри дремучих славянских лесов. С крестом на груди, с повадками зверя и с дерзостью бешеных псов. Опричник и вор, святой да охальник, Учитель да пьяный палач - Трёх коней гоним по лесу вскачь! Мы верим в Христа, в счастливое завтра И в лешего с Бабой-Ягой. Жалеем слонов с далёкой Суматры и ближних пинаем ногой... Мы терпим нужду, томимся богатством И ищем потерянный след В ту страну, где не бывает бед... Там, там, там - вечное лето. Там, там, там - вольная жизнь. Там Господь каждому даст конфету, И позовёт в свой коммунизм...